Первые советские мусоровозы имели заднюю загрузку и загружались исключительно вручную. В определенное время машина въезжала во двор, подавала сигнал и жители квартир спешили вниз с мусорными ведрами, чтобы высыпать их содержимое в приемник.
Когда задняя часть бункера заполнялась доверху, оператор включал пресс, после чего плита, расположенная там же, сзади, проталкивала мусор вперед и уплотняла его. В это время квартировладельцы продолжали атаковать автомобиль и пытались высыпать мусор прямо на гидроцилиндр. Несчастный оператор с совковой лопатой (она была нужна для уборки просыпанного) делал все, чтобы им помешать. Это продолжалось примерно десять минут, после чего машина уезжала.
Коэффициент уплотнения у первых машин был довольно низким, но и мусора было мало, а бензин стоил дешево. Необходимость делать лишние рейсы не беспокоила коммунальные службы. Больше рейсов - выше показатели.
Зато беспокоила сама схема работы. Она была неудобна для всех: поэтому сегодня от выноса мусора по звонку отказались почти повсеместно. Еще в 70-х годах во дворах стали появляться площадки с контейнерами, а чуть позже - дома с мусоропроводами и мусорокамерами. Для работы с этими контейнерами были созданы и новые мусоровозы - с вильчатым захватом и боковой загрузкой.
С появлением этих машин советские люди получили возможность не думать о мусоре и спокойно спать по утрам, но вообще схема «квадратный контейнер 0,75м3 + мусоровоз с боковой загрузкой» тоже оказалась не очень хорошей:
- мусоровозы с боковой загрузкой обычно имеют малый коэффициент уплотнения мусора;
- при переворачивании контейнера на высоте больше двух метров часть мусора оказывалась на асфальте, а все жидкости проливались на все и всех вокруг;
- если в контейнере оказывалось что-то негабаритное и застревало на входе в бункер, освободить бункер было сложно.
У мусоровозов с боковой загрузкой есть и преимущества. Подъезжать к контейнеру, когда он расположен сбоку, намного проще, чем если он находится сзади. Кроме того, боковой захват может поднять контейнер, расположенный на возвышении - например на тротуаре, рампе или специальной площадке. Задние захваты в основном сконструированы так, что могут поднимать контейнер, только если он находится на одном уровне с автомобилем. И все же сегодня коммунальщики крупных городов все чаще отказываются от этих машин.
Почему же в конечном итоге недостатки перевесили преимущества
Причина - в новых контейнерах. Так называемые евроконтейнеры из пластмассы с защитно-декоративным покрытием стали все чаще появляться и в частном секторе, и в микрорайонах с многоэтажной застройках. Обширная номенклатура, привлекательный внешний вид, плотно прилегающие крышки и большой срок службы - новые контейнеры лучше старых советских во всем, кроме цены. День гарантированной эксплуатации такого контейнера стоит около 3 рублей: это в 2,5...3 раза дороже, чем день эксплуатации старого мусорного бака объемом 0,75 м3.
Преимущества евроконтейнеров:
- Мобильность - контейнеры можно подкатить к загрузочному бункеру мусоровоза и не расходовать ресурс автомобиля на сложные манёвры.
- Плотно прилегающая крышка - надежный механизм запирания делает содержимое контейнера недоступным для животных.
- Привлекательный внешний вид - симпатичные разноцветные контейнеры совершенно не портят внешний вид придомовых территорий. Ну или портят его не так сильно, как ржавые баки советского образца.
Стандартные евроконтейнеры имеют емкость от 0,12 до 1,1 м3. С самыми маленькими из них можно работать вручную, но для этого понадобится два оператора. Для остальных нужен мусоровоз с захватом для евроконтейнеров. И этот захват может располагаться не только сбоку.
Боковое размещение захвата нужно главным образом для того, чтобы не подъезжать к контейнеру задним ходом в условия плотной городской застройки. Если же контейнер можно подкатить прямо к захвату, проблема решается автоматически, и захват с приемным бункером можно размещать сзади, а у этой схемы есть свои преимущества.
Преимущества мусоровозов с задней загрузкой мусора
- Простота ручной загрузки мусора из небольших контейнеров.В частном секторе мусор часто оставляют на обочинах в контейнерах или просто в пакетах. Мусоровоз с задней загрузкой может собирать такие пакеты в буквальном смысле на ходу.
- Низко расположенный бункер и конструкция контейнера практически исключают просыпание мусора при выгрузке контейнеров.
- Если в контейнере окажется какой-то негабаритный или потенциально-опасный предмет (например, кусок бетона) оператор легко заметит и достанет его.
- Более высокий коэффициент уплотнения мусора позволяет вывозить больший объем за один рейс.
В настоящий момент мусоровозы с задней загрузкой считаются более удобными и эффективными. Их номенклатура и продажи растут с каждым годом, а ассортимент и продажи машин с боковой загрузкой, напротив, постепенно сокращаются. Исключение составляют только мусоровозы, которые работают с заглубленными контейнерами, однако они пока не приобрели в России широкого распространения.