Когда-то практически вся техника распределялась в коммунальные службы централизованно: что давали, тем и пользовались. В сущности, в этом не было большой проблемы, потому что и номенклатура такой техники была крайне ограниченной. Если ты в принципе можешь выбирать между одним МТЗ с отвалом и двумя мусоровозами двух производителей - какая разница, какой тебе достанется?
Сегодня все одновременно проще (коммунальные службы могут выбирать ту технику, которая им нужна) и сложнее (номенклатура техники и задачи для нее стали намного разнообразнее). Обслуживать и ремонтировать технику службам также приходится самостоятельно, причем бюджет на ее эксплуатацию и обслуживание ограничен. В таких условиях выбрать неподходящую машину легче, чем кажется.
Последнее в полной мере касается и мусоровозов. В СССР были распространены всего два способа сбора и вывоза мусора - вынос «по звонку» в подъехавший мусоровоз с ручной загрузкой и сбор в квадратные контейнеры объемом 0,75 м3, которые затем опорожнялись при помощи мусоровоза с боковой загрузкой. Сегодня «вынос по звонку» почти ушел в прошлое, а вместе с «советскими» контейнерами используются новые «европейские» всех типов и объемов. Кроме того, заметно вырос объем ТБО, который производит среднее домохозяйство в единицу времени, а в больших городах появились районы с многоэтажной застройкой и чудовищной плотностью населения. Обслуживать такие районы намного сложнее. С другой стороны, и выбор техники для сбора и вывоза мусора несравним с тем, что было еще десять лет назад. Важно только правильно выбрать. Для этого надо учитывать четыре самых важных параметра: объем бункера, коэффициент уплотнения мусора, тип захвата или захватов и марку шасси.
Объем бункера
В больших европейских городах используется довольно сложная и совершенная система сбора мусора. Отходы из баков собираются сравнительно небольшими маневренными машинами с низкими эксплуатационными расходами. Заполнив бункер, эти машины перегружают мусор в большой мусоровоз, который вообще не заезжает внутрь квартала. Этот большой мусоровоз может опорожняться в ещё больший, который и поедет на мусорный полигон. Такая сложная схема позволяет, во-первых, снизить расход топлива на единицу объема вывезенных ТБО, а во-вторых, добраться до контейнеров, расположенных на самых узких улочках.
Россия - не совсем Европа: у нас мало узких улиц, да и логистические цепочки выстроены и работают далеко не так хорошо. Поэтому мусоровозы с малым объемом бункера обычно покупают только для эксплуатации в районах с малоэтажной застройкой. В обычных городских кварталах используют машины с бункерами емкостью от 10 м3 и высоким коэффициентом уплотнения мусора. Вывоз кубометра ТБО с помощью таких машин обходится немного дешевле, причем чем больше расстояние до полигона, тем заметнее экономия.
Коэффициент уплотнения мусора
Чем выше коэффициент уплотнения, тем больше ТБО может вместить бункер мусоровоза. В современных российских моделях коэффициент составляет от 1,5 до 7. Как правило, мусоровозы с задней загрузкой оснащаются более мощными и эффективными механизмами уплотнения, чем машины с боковой загрузкой и люком сверху.
Типы контейнеров
В настоящий момент в России используются:
- старые квадратные контейнеры объемом 0,75 м3;
- евроконтейнеры из пластика или металла объемом от 0,12 до 1,1м3;
- заглубленные цилиндрические и конусные контейнеры объемом от 1,3 до 5 м3;
- бункеры-накопители для крупногабаритного мусора;
- цилиндрические баки преимущественно для пищевых отходов объемом около 0,3 м3.
Кроме того, в частном секторе домовладельцы зачастую вообще не пользуются контейнерами, а просто оставляют мусорные пакеты на обочине.
Из всех перечисленных выше типов для ручной загрузки подходят лишь легкие контейнеры емкостью 120 л,, да и те приходится опорожнять вдвоем. Со всем остальными контейнерами может работать только захват мусоровоза, причем для контейнеров разных типов нужны захваты разной конструкции. Если на всем маршруте мусоровоза используются контейнеры одного типа, машина может иметь один захват - например, вильчатый для работы с «советскими» металлическими баками емкостью 0,75 м3. Впрочем, таких маршрутов становится все меньше. Обычно в одном микрорайоне используются контейнеры самых разных типов - и компактные «евро», и старые квадратные, и большие оцинкованные со скругленным профилем. Для работы с ними машина должна оснащаться несколькими захватами. Такие машины выпускает в частности Арзамасский Коммаш - это КО-440 и его модификации. Для работы с заглубленными контейнерами и бункерами для крупногабаритного мусора используются специализированные машины, которые не могут поднимать обычные наземные контейнеры для ТБО.
Шасси
Импортные шасси Hyundai, Scania, Isuzu и другие очень надежны и комфортабельны, но обходятся довольно дорого - как сами по себе, так и в обслуживании. Поэтому российские коммунальщики предпочитают покупать мусоровозы на базе российских шасси КАМАЗ и ЗИЛ, а также белорусских МАЗ. Эти машины недороги, просты в обслуживании и ремонте, а запчасти к ним можно купить практически везде. Особенно популярны в России мусоровозы на базе КАМАЗ - они имеют более надежную конструкцию и в целом собраны немного лучше, чем аналогичные по мощности и грузоподъемности белорусские грузовики.